Задвижка – распространенный тип трубопроводной арматуры. Ее используют в ЖКХ, в нефтепроводах, на объектах энергетического комплекса. Простейшая конструкция используется в большинстве случаев в качестве запирающего элемента. Для нее свойственно малое гидравлическое сопротивление. Традиционно диаметр отверстия подбирают под диаметр трубопровода. Чтобы уменьшить крутящий момент и износ, необходимо брать зауженную арматуру. По типу управления задвижки бывают ручными либо оснащенными приводами – электрическим, гидравлическим или пневматическим. В конструкции используются запорные органы разного типа. По этому признаку выделяют элементы шланговые и шиберные, параллельные и клиновые.
Какие виды задвижек бывают? Для работы с разными веществами, циркулирующими по трубам, задвижки изготавливаются в разных исполнениях.
По материалу из которого изготовлен корпус задвижки делятся на стальные и чугунные.
Самые массово применяемые на территории РФ и СНГ чугунные 30ч6бр, 30ч39р (МЗВ), стальные 30с41нж.
Чугун предназначен для неагрессивных сред, таких как пресная вода и пар. Максимальное давление в трубе, при котором задвижка работает в нормальных условиях здесь не высокое – до 1,6 МПа (или 16 атмосфер). Чугунные задвижки применяются в трубопроводных системах, которые работают при небольших динамических нагрузках и малых температурах. Область применения чугунных задвижек - это в основном системы трубопроводов горячей и холодной воды, канализации. Для дополнительной антикоррозийной защиты задвижек на корпус наносится специальное эпоксидное покрытие.
Стальные задвижки делятся на изделия из высокоуглеродистой и легированной (нержавеющей) стали. Высокоуглеродистые сплавы предназначены для работы с водой, паром, нефтепродуктами. А вот задвижки из легированных сплавов допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым обращаются агрессивные среды (кислоты, щелочи и т.д.). Максимальное давление системы – до 250 МПа.
Материал уплотнителей затвора тоже влияет на сферу применения задвижки. Для коммунальных нужд, а также для магистралей, где транспортируется вода и пар, применяются обрезиненный клин (запирающий орган задвижки).
По типу шпинделя задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Как отличить чугунную задвижку от стальной
Рассмотрим на примере задвижки 30с41нж, где 30 ‒ обозначение арматуры, с ‒ стальной корпус (ч ‒ чугунный, нж ‒ нержавеющий), 41 ‒ модель, нж ‒ материал уплотнительных поверхностей. Чугунные задвижки: технические характеристики. В зависимости от строения уплотнительных колец и их расположения различают несколько видов запорной арматуры из чугуна: клиновые, шиберные, параллельные, шланговые. В большинстве своем изделия являются полнопроходными.